Йога с детства! Как это возможно?

Ксения Жерновская

Февраль 2014

Детская йога — это модное веяние или практичная методика? Об особенностях занятий для детей рассказывает Вершинина Анастасия — профессиональный педагог, преподаватель йоги для детей, тренер детского центра "Кенгурум". 

— Задалась вопросом, что же такое детская йога, и обнаружила, что информации по этой теме совсем немного. На что ты опираешься как педагог?

— Пока есть всего несколько книг на русском языке по этой теме: "Детская йога. Радость движения" Пегрума, "Детская йога" Бокатова и "Простая йога для детей" Палатника. И ещё некоторая литература, которая мне помогает в творческих решениях: Сулим - "Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стрейчинг", Пензулаева - "Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет", Вареник - "Занятия по физкультуре с детьми 3–7 лет". В них описаны асаны, есть картинки, но методических советов, в какой форме подавать их детям, даётся мало.

- Дети на твоих занятиях выполняют асаны? Мне кажется, их невозможно заставить сидеть на одном месте. 

- Родители подобные же вопросы задают. Да, есть и асаны, но особенность детской йоги в том, что она подстраивается под ритмы ребенка, поэтому у нас в «Кенгуруме» это оздоровительные занятия с подвижными играми и элементами йоги.

Чтоб понять, как проходят занятия, мы приглашаем родителей на занятия и в качестве зрителей, и в качестве участников. Родители, погружаясь в мир игры, больше понимают, как заинтересовывать детей не только йогой. Ведь любая игра для детей в радость. Будь то уборка, уроки, прогулка. На мой взгляд, очень важно, чтобы родители хотя бы раз посетили занятие. Прочувствовав, родители лучше понимают, почему к нам добираются на занятия с другого конца Томска. Да и дома детям вместе с родителями заниматься будет интереснее. После совместного посещения все становятся участниками общего дела — оздоровлением семьи.

— Расскажи про методику. Что такого происходит на занятиях, что заинтересовывает детей? 

— Особая форма подачи материала. Обычно наше занятие посвящено какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан, развивает воображение ребенка и даже имеет некий терапевтический эффект.

Академическая последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Но используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные — игрушки, картинки; аудиальные — музыка, счёт, пение. Своеобразные "крючочки", помогающие запечатлеть асану в памяти ребёнка не только как некое физическое положение, но и как целый образ. Например, занятие сегодня было посвящено геометрической фигуре шару и его проекции — кругу. В начале занятия мы делали различные круговые движения — разминали суставы. Параллельно мы вспоминали знакомые нам предметы или природные явления, связанные с этой формой: солнце, луну, каплю воды, с расходящимися от неё кругами. Затем мы выполнили сурья намаскар — приветствовали солнце и, когда делался прогиб в спине, я подчеркнула, что он является частью круга. Комплекс упражнений включал в себя большое количество прогибов в разных вариантах. Круговая линия шла общей темой через всё занятие. И закончили мы, расстелив свои коврики по кругу. Эта непрерывная линия означала: то, что мы отдаём, нам и вернётся, рано или поздно, по этому кругу.

Или, например, есть занятие-сказка: "про друзей из четырёх морей". Это про стихии, элементы, составляющие энергии нашей планеты: земля, вода, огонь, воздух. Они живут в окружающем нас мире и внутри нас. Это понимание приходит через ощущение тела в асанах, где дети хорошо чувствуют силу земли, плавность и гибкость воды, скорость и жар внутреннего огня, лёгкость и красоту ветра, и бескрайность неба. Бег в разных энергиях, в играх создающих целые миры. Дети не только участники, но и творцы. Они придумывают даже "свои" асаны — это их творение. При этом развивается творческое мышление, формируются лидерские качества.

Ещё одно занятие было посвящено грудному отделу, мы делали асаны на осознание, раскрытие этой области, говорили об анатомии сердца, считали пульс. В конце занятия, во время финального расслабления, мы обсуждали выражение "камень на сердце", что оно означает. Мы вспоминали какие-то конкретные ситуации, от которых "камень на сердце" остался до сих пор. Одна девочка, например, назвала ссору родителей. Хотя ссора родителей и не имела к ней "прямого отношения" и была достаточно давно, ребёнок всё ещё носит этот "камень" в себе. 

— Вы как-то с этим работаете?

— Да, конечно. Мы мягко дышим в эту область и начинаем "камень" раскатывать в "песочек". Затем "песочек" сдуваем, рисуем или описываем словами "камень" — трудную ситуацию — на листе бумаге, а потом его уничтожаем. Почти в каждом занятии мы рисуем. Арт-терапия очень помогает понять себя, свои эмоции и ощущения.

Мы прорабатываем большое количество разных страхов и фобий, которые закладываются, зарождаются в этом возрасте. И проработка, что очень важно, происходит легко, играючи, не вызывая отторжения. Положительные результаты видны тут же!

Подобные занятия для взрослых я пока ещё не видела, хотя многие родители, которые сами занимаются йогой, поучаствовав в нашем процессе, говорят, что им стали гораздо понятнее многие вещи.

Вообще, в методе есть много элементов, которые делают занятие интересным и полезным. Например, Brain Balance — я перевожу как "мостики для мозга" — когда посредством асан и дыхательных практик мы активизируем и "уравниваем" работу правого и левого полушарий мозга, отслеживаем ощущения "до" и "после". Дети закрывают глаза и очень хорошо чувствуют и могут описать эту разницу: до и после нади-шодханы.

В конце занятия мы обязательно рисуем 10–15 минут: раскрашиваем мандалы или просто рисуем, для того, чтобы выразить эмоции или страхи, проговариваем их.

Иногда мы проводим визуализации или задаём позитивную установку: например, хорошо выступить на следующий день в конкурсе по танцам.

Элементы метода — они как конструктор, преподаватель может, сочетая их, сделать любое занятие увлекательным для ребенка.

— Дыхательные упражнения ты включаешь в занятия?

— Конечно. Делаем базовые дыхательные упражнения: нади-шодхану, бхастрику, капалабхати. Постепенно дети учатся выполнять их и испытывают то же самое воздействие от упражнений, что и взрослые.

— Существует мнение, что йогой детям заниматься вредно. Что ты об этом думаешь?

— Йогой детям заниматься очень даже полезно. В Индии, в традиции Свами Шивананды, например, дети от 5 лет выполняют весьма сложные асаны. В традиции школы Айенгара существует мнение, что до 8 лет дети должны "играть в йогу", однако после восьми лет начинается весьма насыщенная практика. На своих занятиях я вижу, что дети очень естественно реагируют на свои ощущения: как только они устают, они просто перестают делать упражнения. Они прекрасно чувствуют свои пределы, в отличие от взрослых.

— Что говорят сами родители – зачем они привели чадо на занятия йогой?

— У большинства родителей основная мотивация — это здоровье. Хотя, есть родители, у которых "долгосрочные планы" на практику. Процентов 30 детей приходит на занятия с мотивацией "просто нравится". Родители привели в первый раз из любопытства, и ребёнок теперь "бежит на занятия". Но зачем он бежит, они не знают.

До сих пор существует много стереотипов о йоге и йогах, как о голодных аскетах, спящих на гвоздях. Хотелось бы развенчать устаревшие стереотипы. Сейчас это совсем не так. Йога это уже привычные комплексы упражнений в зале. Кроме того, есть практика в домашних условиях, использование различных асан в повседневной жизни. Все это позволяет помнить о правильной осанке и радоваться ощущениям здорового тела.

Часть родителей под впечатлением от рассказов и показов детей начали сами заниматься йогой.

— А дети что говорят? Что им дают занятия?

— На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий "нравится — не нравится".

Нравится — делают, не нравится — не делают. Старшие дети уже могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться после занятий в школе. А младшим просто нравится обниматься, поиграть, порисовать, потискать друг друга, поболтать.

— Какие возрастные группы существуют?

— 4-5-6-7 лет, 8-9-10-11 и старшие. Такие возрастные диапазоны, на мой взгляд, наиболее оптимальны. Младшие смотрят на старших и тянутся за ними. Иногда бывают исключения, и малыши попадают в старшую группу или наоборот.

— Ты проводишь занятия в больших группах?

— Нет, в маленьких. И в перспективе занятия в группах до 10 человек. Хотя, в тех же Штатах, например, широко распространена практика ведения занятий тандемом из двух преподавателей. Тогда и группа может быть гораздо больше — внимания каждому ребёнку по-прежнему достаточно, и для преподавателей это бесценный опыт наблюдения и самонаблюдения. Одно время мы с подругой Александрой Кузюковой так занимались. Было очень интересно.

Помимо занятий с детьми планирую проводить работу с родителями и педагогами, с людьми, заинтересованными в гармоничном развитии детей. Это и про здоровое питание и про воспитание в радости самопознания.

 

Смотрите также видеоинтервью с Анастасией Вершининой: