Давай поиграем в индейцев (Томские новости)

http://tomsk-novosti.ru/davaj-poigraem-v-indejtsev/

Елизавета Згирская

 

TNews747_26_CMYK_06

Необычная лагерная смена прошла в августе в Тимирязевском. Младшие школьники стали участниками дневной досуговой программы «Индейцы», организованной спортивным центром «Кенгурум». В течение девяти дней ребята строили типи, учились стрелять из лука, узнавали о бизонах и томагавках, а главное – учились уважать друг друга и окружающую природу, как это делали настоящие индейцы.

Алексей Азаров, преподаватель психологии ТГУ и организатор программы, считает, что для детей необходим активный отдых, при этом не лишенный смысловой составляющей:

– У нас воспитанники от семи до десяти лет, поэтому в занятиях мы опираемся на детские книжки об индейских племенах. Говорим, например, что после открытия Америки индейцы привнесли в Старый свет много нового: шоколад, кукурузу, картофель. А все ужасы завоеваний пропускаем.

Стержнем смены стали ценности индейских народов: сплоченность внутри племени, бережное отношение к природе.

Лагерь с дневным пребыванием стал выходом для тех родителей, которым не с кем оставить своего ребенка дома, и местом маленьких открытий для юных последователей Чингачгука Большого Змея.

 


 

Полная версия текста: 

Давай поиграем в индейцев

Школьники примерили на себе образ индейцев в альтернативном лагере

Елизавета Згирская

Детскими возгласами и смехом озарилась коттеджная улица на краю поселка Тимирязева в августе этого года. Это собираются на пау-вау участники дневной досуговой программы «Индейцы» для младших школьников, организованной спортивным центром «Кенгурум». В течение девяти дней  ребята с девяти утра до семи вечера строили типи, учились стрелять из лука и строгать копья, узнавали о бизонах и тамагавках, а главное - учились уважать друг друга и окружающую их природу, как это делали настоящие индейцы.

Отдых с только дневным пребыванием за городом стал выходом для тех семей, в которых по тем или иным причинам ребенка не решаются отправить в обычный лагерь, и в то же время не хотят, чтоб ребенок проводил лето в городе. 

Алексей Азаров, преподаватель психологии ТГУ и организатор программы, считает, что летом для детей важен активный спортивный отдых, но при этом не лишенный смысловой составляющей. В этот раз они выбрали культуру индейских племен. 

- Мы не собираемся придерживаться стопроцентной исторической достоверности, некоторые моменты даже сознательно опускаем. Изучаем традиции, оружие, быт, одежду… А все ужасы завоеваний пропускаем. У нас воспитанники от семи до десяти лет, в таком возрасте лучше использовать романтизированный образ, поэтому в своих занятиях мы опираемся на детские книжки и рассказы об индейских племенах. 

Стержнем смены стали ценности индейских народов: сплоченность внутри племени, бережное отношение к природе (охота ради пропитания, а не ради забавы). А многие «индейские» артефакты дети научились делать своими руками.

Алан, участник досуговой программы, послушав на занятии рассказ про тамагавк – индейский топор, смастерил его своими руками. Тамагавк делается без использования железа, лезвие заменяет обточенный камень. 

Даша с деловитостью рассказывает про свои успехи на мастерских. Своими руками она впервые сшила сумочку. Доделать она ее не успела, но обещала закончить дома: пришить «бахрамушки», ремешок и кармашек. 

Ваня, когда я подхожу к нему, настойчиво говорит, чтобы я сфотографировала еще и его друга Женю. Им по восемь лет, и они говорят, что у них были дни рождения «не так давно, но вроде и давно уже», а на шее у каждого висит по собственноручно выточенному амулету.

Дети, погружаясь в образную атмосферу, раскрываются и проживают те роли, которые им не удается прожить в обычной жизни. Примеряют на себя роли смелого воина, незаметного разведчика, аккуратного строителя. Устраивают «войну племен» и в завершении мирятся, строят индийское жилище (типи) и затем с удовольствием в нем играют. 

- На днях произошел удивительный случай, - делится Алексей, - я разговаривал с мамой нашего воспитанника, я их давно знаю, и знаю, что Миша не рисующий ребенок. Он ездил с нами в июле на Алтай, и какие бы мы мастер-классы там не проводили – он ни в какую. А тут мама говорит: «У нас праздник, Миша после одного дня смены приехал, уселся за мольберт и начал рисовать». Деревья, природу... Для ребенка пребывание на смене оказалось терапевтичным. 

Через несколько минут все дети соберутся в круг у костровища, чтобы обсудить предстоящий поход: утром они были в тимирязевском Музее леса, и вот уже на практике должны применить полученные знания. Алексей Азаров называет это «информацию положить на впечатления».